Восточные славяне в IX веке

В IX веке восточные славяне жили отдельными племенами и носили разные названия. Те из них, которые поселились по среднему Днепру, назывались полянами; поселившиеся в лесистом и болотистом бассейне р. Припяти назывались древлянами; между Припятью и З. Двиной — дреговичами; по среднему течению З. Двины — полочанами; по верховьям Волги, З. Двины и Днепра — кривичами; по реке Десна — северянами; по Оке и Сож — радимичами и вятичами; поселившиеся около озера Ильмень называли себя древним именем — славянами.

Славяне 9 века
Славяне IX века

Все эти племена находились на разных ступенях культуры. Сравнительно более культурными из них в IX веке были те, которые ранее других поселились на восточно-европейской равнине и обжились здесь; это были: поляне, кривичи и славяне ильменские. У них раньше, чем у других восточных славян, появились города. Древнейшими городами были: у ильменских славян — Ладога и Новгород, у кривичей — Смоленск и у полян — Киев.

Каждое племя состояло из множества родов. Каждый род, распадавшийся на семейства, жил особо от других родов и управлялся своим родовладыкой, старейшим в роде человеком; иногда этот родовладыка набирался отцами семейств, входивших в состав рода, из своей среды, из людей наиболее богатых и влиятельных.

Не все члены рода были связаны между собой узами кровного родства; в род допускались и посторонние люди, чужаки, которые становились такими же членами рода, как и все другие; на них смотрели, как на своих людей, как на родственников.

Семьи , составлявшие род, жили не в деревнях и селах, как жили крестьяне, а в отдельных усадьбах, разбросанно, где какая семья облюбовала себе место для хозяйства. Но эта разбросанность не мешала семьям одного и того же рода жить общими родовыми интересами и отстаивать их при столкновениях с другими родами. Обыкновенно эти столкновения мирно улаживались на племенных вечах, то есть на народных собраниях, куда сходились родовые старейшины; но часто дело доходило до открытой вражды: поднимался род на род, и на чьей стороне была сила, та и одолевала.

Никаких других начальников, кроме родовых старейшин и никаких учреждений, кроме вечевых собраний, — племенных и родовых, — в те времена у восточных славян не было. Каждый член должен был вместе со своими ближайшими родственниками отстаивать себя в борьбе с другими родственниками и с членами другого рода. Если, например, кого-нибудь убивали, то за убитого должен был мстить убийце ближайший его родственник. Человека, совершившего «кровную месть», никто не преследовал, кроме родственников убитого; никто и не судил его за такое убийство: на него смотрели, как на человека, исполнившего свой священный долг.

Во главе всего племени стоял князь. Это был старейшина одного из родов, издавна выделившегося среди других родов своим богатством, то есть обширностью обрабатываемой земли и большим количеством скота. Но власть этого князя была не велика: он пользовался не столько властью, сколько почетом, как представитель племени. В военное время он был предводителем того ополчения, которое собиралось около него из всех взрослых людей его племени для защиты от внешних врагов. Таков был, например, древлянский князь Мал, о котором упоминает наша первоначальная летопись в рассказе о княгине Ольге.

До конца X века восточные славяне были язычниками. Они обоготворяли различные явления природы: гром и молнию — под именем Перуна, солнце — под именем Даждьбога или Хорса, ветер — под именем Стрибога и прочее. На возвышениях около городов они ставили этим богам истуканы, или идолы. Кроме того, каждый род и каждая семья обоготворяли предков, от которых вели свое происхождение. Такими божествами были для каждого рода Род и Рожаница, а для каждой семьи — «дедушка» Домовой. Наконец, были у славян и второстепенные божества: в каждой реке и в каждом озере жили Водяной и русалки, в лесах — лешие.

Славяне верили и в загробную жизнь, хотя представления о загробной жизни были у них весьма смутны. В преданиях многих славянских народов сохранилось представление о какой-то светлой «стране солнца», находящейся не то где-то за морем, не то среди моря. В этой стране царствует вечное лето; здесь — вечная зелень; сюда улетают на зиму птицы; здесь же хранятся и семена, приносимые птицами на землю; здесь обитают души умерших и души еще не родившихся людей.

Почитание умерших родителей и вера в загробную жизнь находили в себе внешнее выражение в погребальных обрядах и в поминках, или тризнах. При погребении старались снабдить умершего всеми необходимыми для его жизни в загробном мире вещами, а во время поминок на многие могилы умерших приносили пищу, которую, как думали наши предки, с принесшими разделяли и умершие. В память умерших на таких тризнах устраивались и игры.

Одновременно с зарыванием в землю существовало у восточных славян и сжигание трупов, причем вместе с телом умершего сжигались и разные предметы, необходимые для его загробной жизни, а иногда и живые существа: лошадь, собака и даже одна из жен (у богатых славян существовало многоженство).

Сожжение Русса. Картина Семирадского
Сожжение Русса. (Картина Семирадского).

Храмов и жрецов у восточных славян не существовало. Жертвы богам приносились отцами семейств и родовладыками в лесах, под деревьями или у воды, на берегу озер и рек. В важнейших случаях приносились в жертву не только животные, но и люди, обыкновенно пленники. Но если у восточных славян не было жрецов, зато у них было много знахарей, или кудесников (волхвов). Эти кудесники или волхвы, по мнению славян, имели сношения с божествами, умели лечить людей от всех болезней, гадать и предсказывать будущее.

Браки у восточных славян заключались просто, без соблюдения каких-либо обрядов. В древнейшее время женихи похищали себе невест из чужого рода, позднее покупали их, уплачивая родителям невесты «вено», обыкновенно скотом, который у славян в IX веке составлял главное богатство.

Восточные славяне уже в IX веке занимались земледелием, хотя земледелие и не составляло у них главного занятия. Гораздо выгоднее и легче в то время было заниматься разными промыслами: звероловством, рыболовством, бортничеством (добывание в лесах дикого меда).

Продукты скотоводства, звероловства и бортничества (кожи, меха, мед и воск) служили предметом торговли, развитию которой содействовали речные системы, соединявшие славян с другими народами. Из этих речных систем самыми важными в торговом отношении были системы Волги и Днепра. Левые притоки Днепра сближали Приднепровье с Поволжьем; левые притоки верхней Волги сближали Поволжье с северо-западной озерной областью, в центре которой находится озеро Ильмень.

По Волге шел торговый путь к Каспийскому морю и далее на Восток. Правые притоки Днепра сближали Приднепровье с реками, впадающими в Балтийское море, а верховье Днепра находилось недалеко от верховьев З. Двины, Оки, Волги и от озера Ильмень. По Днепру шел самый важный торговый путь, по которому жители северной Европы и Балтийского побережья вели торговые отношения с богатой Византийской Империей.

Этот путь назывался «великим водным путем из варяг в греки». Главным торговым пунктом на этом пути с древнейших времен был город Киев.

Находясь не перепутье многих торговых дорог, восточные славяне были очень рано втянуты в торговые отношения с другими народами, — и с западными, и южными, и северными, и восточными, — от которых они получали, в обмен на кожи, меха, мед и воск, различные изделия и предметы роскоши.

По своему характеру славяне были народом миролюбивым; с соседями они воевали только тогда, когда те на них нападали, а с некоторыми из них, например, с финнами, жили в постоянном мире.

По соседству с восточными славянами в IX веке жили следующие народы: финны, литовцы, камские болгары и хазары. Самым могущественным из этих народов в IX веке были хазары, владевшие всей юго-восточной частью восточно-европейской равнины; приднепровские славяне находились в зависимости от них и платили им дань (теми же продуктами, которые составляли у них предмет торговли).

К югу от славян, в степях между Доном и Дунаем в начале X века поселились печенеги, — кочевой народ тюркского племени, — постоянно нападавшие на славян. В конце XI века они были вытеснены таким же кочевым народом — половцами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
error: Content is protected !!