Великий Новгород

Главным городом Новгородской земли с древнейших времен сделался Великий Новгород, расположенный по обоим берегам реки Волхов, близ озера Ильмень. Та часть города, которая находилась по правому берегу реки Волхов, называлась Торговой, а на левом — Софийской, от храма Св. Софии, построенного при Ярославе Мудром.

При первых русских князьях, до Владимира Святого, Великий Новгород находился в зависимости от Киева и платил Киевскому князю дань за пользование для торговли «великим водным путем». В благодарность за помощь против Святополка Ярослав даровал новгородцам грамоту, в которой признал самостоятельность Великого Новгорода. В середине XII века эта самостоятельность Новгорода была признана всеми русскими князьями на одном из княжеских съездов и новгородцам предоставлено было право свободно выбирать себе князя из рода князей Рюриковичей. Некоторое время, при Андрее Боголюбском, они были лишены этого права; но после его смерти Новгород сделался снова вполне независимым городом.

По своему политическому устройству Великий Новгород, несмотря на постоянное присутствие в нем князя, был республикой, так как всеми делами заведовало в нем народное вече. Князь в Новгороде был в совершенно ином положении, чем все остальные древнерусские князья. Занятые торговлей, различными промыслами и ремеслами, новгородцы, неспособные к военному делу, нуждались в князе прежде всего как в защитнике: княжеская дружина, соединявшаяся в случае необходимости с новгородским ополчением, под предводительством князя защищала Новгород от внешних врагов и усмиряла восстания финских племен. Затем князю поручался суд над двумя высшими классами новгородского общества, боярами-землевладельцами и купцами. Но этот суд он творил не один, а в присутствии посадника, — главного должностного лица в Новгороде, избираемого на вече, — и десяти новгородских знатных мужей, по два от пяти концов, на которые делился Великий Новгород. Наконец, князь назначал правителей в новгородские волости, но не иначе, как только новгородцев и притом с согласия посадника.

Собор Святой Софии в Новгороде
Собор Святой Софии в Новгороде (общий вид с площади).

При вступлении в Великий Новгород князь должен был принимать присягу («целовать крест») в том, что он не будет нарушать прав и вольностей новгородских, утвержденных грамотой Ярослава. Если он нарушал клятву, то новгородцы «кланялись» ему и «указывали путь из Новгорода», то есть просили его удалиться, а вместо него выбирали себе другого князя. За свою службу князь и его дружина получали от новгородцев денежное жалование. Кроме того, и князю и дружинникам, на известном расстоянии от города, отводились угодья для звериного лова и для рыболовства. Князь мог участвовать и в торговле новгородской, но не самостоятельно, а при посредстве новгородских купцов.

Настоящим правителем Новгорода был не князь, а посадник, которого новгородцы выбирали на вече из наиболее богатых бояр бессрочно и которого всегда могли удалить, если были им недовольны. Посадник был посредником между городом и князем, вел переговоры с соседями, созывал новгородское вече, которое решало все главнейшие дела: заключало договоры, объявляло войну, избирало князя и разных должностных лиц и прочее.

Главным помощником посадника был тысяцкий, избираемый тоже на вече из бояр. В мирное время главную обязанность тысяцкого составляло творить суд между «черными» людьми, то есть среди новгородского простонародья; а в случае войны он становился во главе новгородского ополчения.

Во главе новгородской церкви стоял архиепископ или владыка, тоже избираемый народом. В своем сане он утверждался киевским, а впоследствии московским митрополитом.

Кроме этих высших должностных лиц вече избирало и других, второстепенных: сотских, — стоявших во главе купеческих товариществ или сотен, — старосты пяти концов, на которые делился Новгород, — и старосты каждой улицы.

Посадник, тысяцкий, архиепископ, сотские старосты и княжеский наместник составляли в Новгороде Совет господ, который предварительно рассматривал все дела, вносимые посадником на решение вече. Вечевым делопроизводством заведывал дьяк с подчиненными ему подьячими. Дела на вече, которое созывалось по звону вечевого колокола, докладывались дьяком и не обсуждались, а решались криками собравшегося народа, выражавшими согласие или несогласие с мнением Совета господ. Часто на вече происходили ссоры между городскими партиями, оканчивавшиеся часто дракой. Тогда являлся архиепископ и при содействии духовенства и властей старался успокоить и примирить враждующих.

Когда то или иное дело было решено, дьяк составлял грамоту об этом решении. К грамоте прикладывалась печать с надписью: «Печать Великого Нова-Города».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
error: Content is protected !!