Реформа государственного управления

Одновременно с войнами Петр I был занят и преобразованием своего государства. Это преобразование затронуло все стороны жизни русского народа: и управление, и суд, и военное устройство, и сословные отношения, и народное хозяйство, а также общественный и семейный быт.
Во всех этих реформах Петр I не ограничился только указами и распоряжениями, но и сам лично принимал деятельное участие, стараясь на примерах показать, чего именно он требовал от своих подданных.

Старинные высшие правительственные учреждения, которые Петр I застал при своем вступлении на престол, — Боярская Дума и Приказы, — не могли его удовлетворить: прежде всего, дела в них решались очень медленно. Кроме того, приказов было очень много (около 40) и в распределении дел между ними не было никакого порядка. К примеру, одно и то же дело могло разбираться в разных приказах и в одном и том же приказе разбирались совершенно различные по своему характеру дела: и хозяйственные, и административные, и судебные, и военные.

Вследствие этого происходила постоянная путаница в делах и волокита, то есть дела переходили из приказа в приказ, иногда затягивались на много лет и в конце концов решались неправильно. К тому же каждым приказом заведовало одно лицо,- боярин, человек обычно не только необразованный, но и зачастую безграмотный; все дела вершили дьяки и подьячие, бравшие взятки, потакавшие сильным и притеснявшие слабых.

Реформа государственного управления

Поэтому Петр I решил ввести такие учреждения, какие в то время были почти во всех европейских государствах. Так называемые коллегии:

  1. между коллегиями дела распределялись в известном порядке;
  2. каждая коллегия заведовала делами одного характера;
  3. коллегии состояли из нескольких лиц, с президентом во главе;
  4. всякое дело они решали по большинству голосов, после подробного его обсуждения.

Наконец, членами коллегий, — коллежскими советниками и коллежскими асессорами, — назначались люди образованные и подготовленные к службе. Такой порядок был в западных государствах. Такой же порядок завел Петр I и в России. Он уничтожил приказы и вместо них учредил 10 коллегий.

Вот эти коллегии:

  1. коллегия иностранных дел;
  2. камер-коллегия, которая ведала всеми доходами государства;
  3. юстиц-коллегия (заведовала судебными делами);
  4. ревизион-коллегия надзирала за правильным распределением доходов и расходов;
  5. военная коллегия;
  6. адмиралтейская коллегия заведовала флотом;
  7. коммерц-коллегия заведовала торговлей;
  8. статс-коллегия подсчитывала расходы;
  9. берг-мануфактур-коллегия заведовала горным делом, заводами, фабриками и ремесленными мастерскими;
  10. и главный магистрат, который заведовал всем купечеством.

Над всеми этими коллегиями поставлена была высшая коллегия, которой все остальные должны были во всем беспрекословно подчиняться, как самому царю. И эта высшая коллегия была названа Сенатом.

Сенат заменил Боярскую Думу. В Сенате, кроме президента и его помощника, находился еще генерал-прокурор, который обязан был следить за тем, чтобы сам Сенат не нарушал законов.

В церковном управлении власть патриарха была уничтожена. Так как патриарх Адриан враждебно относился ко всем преобразованиям и к сближению с иноземцами, то Петр, после его смерти, не назначил ему преемника, а учредил для верховного управления церковью особую коллегию, Синод, куда ежегодно назначались архиереи для занятия церковными делами. Здесь, как и в Сенате, постоянно должен был присутствовать представитель государя, называвшийся обер-прокурором.

Для удобства управления обширное русское государство было разделено на 8 губерний, управление которыми было поручено губернаторам.

Суд вершили особые надворные суды, подчиненные юстиц-коллегии, а также городские магистраты и ратуши, разбиравшие дела между торговыми людьми. Эти магистраты, члены которых выбирались из именитых граждан, заведовали также городским хозяйством; но главная их обязанность состояла в заботах о развитии в городах торговли и промышленности.

Поделиться ссылкой:

error: Content is protected !!