Люблинская уния и положение русского народа в Литве в XVI и XVII в.в.

К концу XIV века все южные и западные русские земли вошли в состав великого княжества Литовского (Литва). В 1386 году, при Ягайло, Литва соединилась с Польшей, а в 1569 году Люблинская уния утвердила это соединение. В этом же году Люблинская уния была ратифицирована Сигизмундом II.

Люблинская уния
Люблинская уния. 1569 год.

После Люблинской унии польское правительство стало усиленно стремиться ополячить русский народ, составлявший громадное большинство Литовского населения, и обратить его в католичество, чтобы таким образом навсегда упрочить соединение русских земель с Польшей. На помощь польскому правительству в этом деле явились иезуиты, которые, устраивая в Литве свои школы для дворянских детей, очень быстро успели обратить в католичество значительную часть литовско-русского дворянства.

Но обратить в католичество народную массу им не удалось. Тогда решено было ввести унию, то есть принудить русское духовенство признать главенство римского папы, с сохранением православных догматов и обрядов. Киевский митрополит Михаил Рогоза и некоторые представители высшего русского духовенства согласились признать унию. Опираясь на их поддержку, король Сигизмунд II созвал в 1596 году в Бресте церковный собор, который утвердил унию, несмотря на то, что против нее были и весь русский народ, и большинство русского духовенства, и часть дворянства, во главе которого стоял знаменитый ревнитель православия князь Константин Острожский.

Сигизмунд II
Сигизмунд II.

Все оставшиеся верными православию вступили в упорную борьбу с поляками за веру и за сохранение русской народности. Православное духовенство стало открывать свои школы, чтобы отвлечь русскую молодежь от школ иезуитских и чтобы подготовить хороших священников и проповедников, которые могли бы противодействовать иезуитам. Руководимые князем Острожским, ревнители православия стали устраивать типографии, печатать книги для распространения образования среди русских людей и для защиты православной веры.

Но русским людям было трудно вести борьбу и с польским правительством и с иезуитами. Русских людей подвергали всевозможным притеснениям; поляки смотрели на них как на холопов и не давали им всех прав гражданства, которыми сами пользовались. Эти права приобретали только те, кто принимал католичество.

Притеснения доходили до того, что, например, польские помещики отдавали православные церкви в аренду евреям и те за деньги разрешали совершать в них богослужение.

Все эти притеснения с конца XVI века вызвали ряд восстаний русского народа против поляков, которые сильнее всего проявились в южном Приднепровье, в Малороссии, среди малороссийского казачества. Здесь, — за днепровскими порогами, на одном из островов Днепра, — давно уже образовалась вольная казацкая военная община, Запорожская Сечь. Запорожские казаки составили главную силу в борьбе русского народа с поляками. Во время восстаний к ним присоединялись и казаки, занимавшиеся земледелием. В середине XVII века восстание охватило всю Малороссию. Во главе этого восстания стал Богдан Хмельницкий.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
error: Content is protected !!