Князь Владимир (972 — 1015). Крещение Руси

В начале своего правления князь Владимир был ревностным язычником.  Князь Владимир ставил идолы языческим богам около Киева, усердно приносил им жертвы, имел, по словам летописца, много жен. Его преданность язычеству доходила до того, что после удачных походов, по его приказанию, совершались и человеческие жертвоприношения. Так, однажды, после удачного похода в литовскую землю, решено было принести в жертву Перуну по жребию юношу или девушку. Выбор пал на сына одного варяга — христианина, проживавшего в Киеве.

Когда люди, посланные взять его, явились к дому этого варяга, тот отказался выдать им сына и при этом сказал: «Ваши боги — дерево: сегодня стоят, а завтра сгниют; они сделаны руками людей. Есть единый, истинный Бог, Которого почитают греки и Который сотворил землю и звезды, луну и солнце. Он сотворил и человека. Ваши же боги что сотворили? Они сами деланные. Не дам сына бесам!» Толпа, собравшаяся около крыльца, с которого говорил варяг Федор, защищая своего сына Ивана, озлобилась на него и убила и его самого и его сына. Это были первые русские мученики за христианскую веру, св. Федор и Иоанн.

Мученическая смерть двух христиан произвела на народ сильное впечатление. Ведь Федор и Иван погибли за ту веру, которую приняла бабка князя Владимира, княгиня Ольга.

И сам Владимир смущался, тем более, что к нему обращались христианские проповедники, убеждая его принять христианскую веру, которую уже исповедовали и многие из киевлян и некоторые его бояре. И мысль о том, что христианскую религию исповедует могущественный греческий император, не могла не оказать влияния на Владимира. Припоминались ему и беседы с бабушкой-христианкой. Кончилось тем, что Владимир решил креститься и крестить всех своих подданных.

Князь Владимир
Обращение князя Владимира в христианство.

Но в таком важном деле, как перемена религии, надо было действовать по совету с боярами-старшими дружинниками. Без совета с ними князь никакого важного дела не предпринимал. На этот совет, в важнейших случаях, приглашались и «старцы градские», то есть почетные представители киевского населения, главные руководители киевского вече.

Посоветовавшись со своими боярами и со старцами градскими, Владимир, — как говорит предание, — послал в разные земли послов, чтобы посмотреть, чья вера лучше.

Послы, возвратившись в Киев, заявили князю и его «думе», что, по их мнению, лучше всех вера греческая. Они присутствовали на богослужении в разных странах, но такого торжественного богослужения, какое они видели в Царьграде, они нигде больше не видали.

«Не знаем, где и были, на небе или на земле», — говорили они про то богослужение, которое, в их присутствии, совершил константинопольский патриарх в Софийском соборе. Подумали бояре со своим князем и решили принять греческую веру. «Если бы плоха была эта вера, — говорили они, — ее не приняла бы княгиня Ольга».

Но принятие христианства Владимир отложил до окончания войны, которую он в то время вел с греками. Он хотел сначала овладеть греческим городом Корсунем, находившимся на Крымском полуострове. По преданию, он дал обет креститься, если овладеет этим городом. Он овладел им и при заключении мира потребовал от греческих императоров Василия и Константина, чтобы они выдали за него замуж свою сестру Анну. Императоры согласились, с условием, что Владимир примет христианство. Владимир крестился и женился на царевне Анне, приехавшей в Корсунь. Вместе с ним приняли крещение и бывшие с ним бояре.

Возвратив Корсунь грекам, как «вено» (выкуп за невесту) за свою жену, Владимир вернулся в Киев. Он привез с собой греческих священников, церковные сосуды и кресты. Приехал в Киев и митрополит Михаил, назначенный константинопольским патриархом управлять русской церковью.

Прежде всего Владимир крестил своих сыновей и близких людей, а затем велел уничтожить идол Перуна, стоявший около Киева. После этого приступили к обращению киевлян в христианство: в течение нескольких дней митрополит и священники ходили по городу с проповедью; иногда и сам князь сопровождал их, убеждая народ креститься. Многие крестились охотно. Но так как все-таки оставалось много и таких, которые не желали креститься, то Владимир велел оповестить по городу, чтобы все еще не крестившиеся собрались на другой день к реке, а кто не явится, тот будет считаться противником князю. Ослушаться княжеского приказа никто не посмел и в назначенный день к Днепру собралось множество народа. Вышел на берег Днепра и Владимир с духовенством. По приказанию князя, народ вошел в реку, а духовенство на берегу читало молитвы. Так совершено было в 988 году крещение киевлян.

Памятник на месте крещения Руси
Памятник на месте крещения Руси.

Гораздо труднее было распространить христианство среди славянских племен, подвластных киевскому князю, особенно на севере, в земле новгородской. Когда новгородцы узнали, что к ним идет Добрыня обращать их в новую веру, они собрали вече и поклялись не пускать его в город и не давать своих идолов на поругание. Добрыня и бывший с ним княжеский воевода Путята вынуждены были силой ворваться в Новгород с дружиной, причем много жителей было убито и много домов сожжено. Новгородцы смирились и приняли крещение. Долго про них ходила поговорка, что их «Добрыня крестил огнем, а Путята мечом».

Медленно распространялось христианство среди русских славян; зато и усваивалось оно на первых порах только внешним образом, тем более, что первые священники были греки, не владевшие русским языком. Были между ними и священники-болгары, но и тем трудно было объяснить новую веру русскому народу.

Первой заботой Владимира после крещения Руси была постройка церквей. В Киеве при каждой церкви устраивалась и школа для подготовки русских священников. Книги для богослужения были привезены из Болгарии, где христианство утвердилось проповедью Кирилла и Мефодия столетием раньше и где существовала письменность с тех пор как братья Кирилл и Мефодий придумали для славян алфавит. Древне-болгарский язык, на котором были написаны богослужебные книги и на котором на Руси стали совершать богослужение, впоследствии стал называться церковно-славянским языком.

Владимир позаботился и об устройстве церковного управления: по всем главным городам были поставлены епископы, подчиненные киевскому митрополиту. Для решения таких дел, которые связаны были с религией, — например, кощунство, святотатство, семейные дела и прочее, — введен был церковный суд, разбиравший дела по греческим церковным законам и канонам, которые были переведены на славянский язык.

С принятием христианства сам Владимир резко переменился: из человека грубого и разгульного он сделался кротким и сдержанным. Он любил теперь помогать бедным людям и щедро раздавал милостыню, заступался за слабых, избегал слишком жестоких наказаний, например, смертной казни. За обращение русского народа в христианство церковь причислила Владимира к лику святых и назвала Равноапостольным.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
error: Content is protected !!