Ярослав Мудрый (1019 — 1054)

Большую часть своего княжения Ярослав Мудрый провел в войнах с соседями: литовцами, финнами, поляками и печенегами. Последних Ярослав Мудрый заставил навсегда прекратить свои набеги на русскую землю. Для защиты своих владений от соседей он строил на границах небольшие укрепления, из которых впоследствии образовались целые города. Так возникли, например, два русских города: на западе Юрьев, а на севере Ярославль. Первый назван был был христианским именем князя, а второй — языческим.

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый (1019 — 1054).

Воевал Ярослав и с Византией. Война эта не принесла ему никаких выгод; но все же мир был заключен на почетных для него условиях; этот мир был утвержден женитьбой его сына Всеволода на дочери греческого императора Константина Мономаха. Ярослав породнился и с другими европейскими государями: одна из его дочерей вышла замуж за норвежского короля, а другая за французского; его сыновья, Вячеслав и Святослав, были женаты на немецких принцессах.

Ярослав очень любил строиться; при нем Киев украсился новыми храмами, лучшим из которых был Софийский собор. Этот храм был украшен роскошной мозаикой; внутри его стены были расписаны картинами (фресками); иконы византийского письма блистали в богатых серебряных и золотых ризах.

При Ярославе появляются и первые русские монастыри; из них самым главным сделался Киево-Печерский монастырь.

Заботясь об утверждении на Руси христианской веры, Ярослав не ограничился постройкой церквей и монастырей. Он хотел распространить, по крайней мере среди киевлян, грамотность, дать возможность людям читать священные книги. Из своих собственных средств он платил священникам за обучение детей; при нем всегда обучалось в Киеве не меньше 300 мальчиков, из которых потом многие делались или священниками или монахами. Насколько русские люди того времени были способны к обучению и к усвоению сущности христианской веры, видно из того, что при Ярославе даже митрополитом был русский человек.

Это был знаменитый митрополит Илларион, проповеди и сочинения которого до сих пор считаются образцовыми и свидетельствуют о том, что он основательно изучил всю тогдашнюю богословскую науку. И сам Ярослав любил читать священные книги: он был первым грамотным князем на Руси. Высоко ценя книжное учение, он держал при своем дворе много писцов, которые постоянно были заняты переписыванием книг. Из этих книг постепенно составилась большая библиотека при Софийском соборе.

Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве.

При Ярославе появился и первый сборник русских судебных обычаев, которыми руководились княжеские судьи, творя суд. Этот сборник, составленный, вероятно, кем-либо из духовных лиц, известен под названием Русская Правда.

Умирая, Ярослав в своем завещании утвердил тот порядок, которого должны были по тогдашнему обычаю держаться члены княжеского рода при распределении между собой отдельных волостей русской земли. По этому порядку старший в роде занимал великокняжеский престол в Киеве, а остальные, младшие князья получали другие волости, сообразно со степенью своего старшинства и с доходностью той или иной волости: кто был старше, — не летами, а происхождением от Ярослава, — тот получал и более доходную волость. Младшие князья должны были относиться к старшему, великому князю Киевскому, как к отцу, а великий князь к ним, как к своим детям.

Он должен был, как глава княжеского рода, заботиться и о русской земле и обо всех князьях. В их управление волостями он не вмешивался, но совместно с ними решал их споры и раздоры, примирял их; они обязаны были беспрекословно повиноваться ему во всем, что касалось общих интересов русской земли и всего княжеского рода. Все младшие князья сидели в своих волостях до смерти великого князя. Как только великий князь умирал, все они передвигались из одной волости в другую: старший в роде становился великим князем Киевским, передавая свою волость следующему за ним князю по старшинству и так далее; последняя волость, освобождающаяся от князя, передавалась сыновьям умершего великого князя.

Конечно, такой очередной порядок владения волостями мог существовать лишь при небольшом количестве князей. Когда же княжеский род разросся, тогда трудно было рассчитать, кому из князей какие права принадлежали.

Неудивительно, что вскоре после смерти Ярослава начались между русскими князьями усобицы из-за обладания великокняжеским престолом и из-за отдельных волостей. Иногда эти усобицы улаживались на княжеских съездах, на которых участвовали и старшие дружинники или бояре. Но часто постановления съездов не соблюдались и раздоры между князьями возобновлялись.

Этими раздорами пользовались соседи, особенно половцы, сменившие в XI веке печенегов; они нападали на русскую землю и опустошали ее. Среди русских князей появлялись люди, понимавшие весь вред княжеских усобиц и необходимость для русской земли твердой великокняжеской власти. Из таких князей первое место принадлежит внуку Ярослава, Владимиру Всеволодовичу, который принял прозвище своего деда, греческого императора Мономаха.

Поделиться ссылкой:

error: Content is protected !!