Духовенство при Петре I

Поставив во главе русской церкви высшее коллегиальное учреждение — Синод, с присутствующим на его заседаниях обер-прокурором, Петр I подчинил церковь государству, светской власти. Также множество дел, которые прежде разбирались церковным судом, были теперь предоставлены светскому суду. За церковным судом остались только преступления против веры и церкви.

Так как Петру и среди духовенства нужны были люди, способные помогать ему в его преобразовательной деятельности, а среди московского духовенства таких людей он не находил, то он стал предоставлять архиерейские кафедры преимущественно малороссийским ученым монахам, среди которых встречалось немало людей, которые поддерживали его преобразования.

Духовенство при Петре I

Эти архиереи-малороссы очень деятельно работали в своих епархиях:

  1. вели борьбу с распространявшимся повсюду расколом;
  2. обращали в христианство инородцев;
  3. устраивали при архиерейских домах школы;
  4. заботились об улучшении быта и об образовании духовенства;
  5. писали религиозно-нравственные сочинения.

Из таких духовных лиц главными помощниками Петра были:

  • местоблюститель патриаршего престола (президент Синода) Стефан Яворский;
  • и Псковский архиепископ Феофан Прокопович (вице-президент Синода).

Последний пользовался особенным доверием и расположением Петра I и больше всех других духовных лиц помогал ему. В своих проповедях он не раз восхвалял нововведения Петра (лучшей из таких проповедей считается его «Слово о флоте российском»). Кроме того, по поручению Петра I, им был составлен Духовный Регламент, то есть Устав, который определял деятельность Святейшего Синода.

Устраивая церковное управление на новых началах, Петр I обратил внимание и на монастыри. Прежде всего он поручил заведывание хозяйством на всех монастырских землях особому учреждению, Монастырскому Приказу. Сюда поступали все доходы с монастырских и церковных земель, из которых часть шла на содержание церквей, монастырей и духовенства, а часть оставалась в казне.

К монашеству Петр I относился не очень дружелюбно, так как в них он видел врагов своих преобразований и полагал, что в монахи идут по большей части «от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть». Он старался уменьшить число монастырей и монахов, а также усилить за монахами строгий надзор со стороны игуменов. Монастыри должны были выполнять, прежде всего, благотворительную функцию: в них стали размещать нищих, больных, инвалидов-солдат и раненых во время войны. В женских монастырях монахини должны были обучать девочек церковной грамоте.

Поделиться ссылкой:

error: Content is protected !!