Алексей Михайлович и новые порядки при дворе. Боярин Матвеев

Алексей Михайлович был самым выдающимся по уму и характеру человеком среди всех русских людей второй половины XVII века. Даровитый от природы, он развил свой ум чтением, беседами с образованными людьми и наблюдением за окружающей его жизнью. Алексей Михайлович много размышлял и мысли свои по разным вопросам излагал простым, но красивым языком или в письмах к близким людям или в заметках для себя самого.

По характеру своему Алексей Михайлович был человек чрезвычайно добродушный и ласковый, хотя в то же время и очень вспыльчивый. Но вспышки гнева у него быстро проходили и он становился еще ласковее с теми, кого случайно ему приходилось обидеть. И только в тех случаях, когда он замечал в ком-либо недостаток уважения к его высокому сану, он бывал очень суров. Но в целом он относился снисходительно к людям и легко прощал провинившихся.

Алексей Михайлович
Алексей Михайлович.

И в государственных делах, и в своей домашней жизни, и вообще во всем он выше всего ставил порядок, соблюдение установленных правил. Он был очень религиозен и его высоко развитое религиозное чувство проявлялось не только в молитве и делах милосердия, но и в строгом исполнении всех установленных церковью обрядов. При этом он много заботился о церковном благолепии.

Глубокая религиозность и преданность православной церкви не уничтожала его природной любознательности и нисколько не мешала ему с уважением относиться к европейской образованности и ко многим европейским обычаям. Он был склонен к усвоению внешней европейской культуры и многое заимствовал у иноземцев, но при этом заботливо старался сохранить коренные порядки и обычаи русской жизни.

И не один Алексей Михайлович проявлял склонность к усвоению европейских порядков жизни. В то время в Москве среди бояр встречалось немало людей, открыто сближавшихся с иноземцами, несмотря на то, что к этим иноземцам очень враждебно относились патриарх и все московское духовенство, видя в них опасных для православия еретиков.

Из таких бояр на первом месте стоял самый близкий к Алексею Михайловичу человек, боярин Артамон Сергеевич Матвеев, находившийся, как начальник Посольского Приказа, в постоянных отношениях с иноземными послами. Свой дом Матвеев устроил совсем по-европейски: на стенах висели картины и зеркала; во всех комнатах, вместо покрытых коврами скамеек, стояла европейская мебель. Его жена, принявшая православие шотландка, открыто выходила к гостям-мужчинам; сын его получил образование под руководством иноземцев, и сам Артамон Сергеевич, любивший беседовать с иноземцами, многому у них научился.

В доме Матвеева и развлечения были по-европейски. Узнав от своих знакомых-иноземцев, что в европейских городах существуют театры, он с их помощью устроил и у себя в доме театр, на котором давались представления «комедийных действ», то есть становились драмы с сюжетами из священной истории. Актерами были его дворовые люди, обученные иноземцами. Из дворовых людей он также составил оркестр музыкантов. Театральными представлениями и музыкой Матвеев угощал своих знакомых. На эти развлечения являлся часто и Алексей Михайлович.

Посещая Матвеева, Алексей Михайлович, незадолго перед тем овдовевший, сблизился с его воспитанницей Натальей Кирилловной  Нарышкиной и женился на ней. После этого изменилась и жизнь при царском дворе. Сама царица Наталья Кирилловна стала показываться на улицах Москвы в открытой европейской карете, вопреки прежнему обычаю, по которому царицы и царевны должны были скрываться от народа и выезжать в закрытых экипажах. При дворе завелась новая, доселе небывалая, потеха: устроен был театр, где «лицедеи» (актеры) разыгрывали, по примеру матвеевских актеров, «комедийные действа». Некоторое время Алексея Михайловича тревожила мысль, не грешно ли православному царю заниматься такой потехой.

Наталья Нарышкина
Наталья Кирилловна Нарышкина.

Но почтенный, уважаемый царем иеромонах Симеон Полоцкий успокоил его тем, что и византийские императоры забавлялись театральными зрелищами. Симеон Полоцкий был ученый монах из Малороссии, вызванный Алексеем Михайловичем в Москву и приставленный к обучению наследника престола Федора Алексеевича. Он написал много поучений и богословских рассуждений и в то же время написал несколько духовных драм в стихах. В своих проповедях он постоянно говорил о необходимости устраивать в России школы и распространять образование в русском народе. Вообще в то время в Москве много работали выходцы из Малороссии, ученые монахи, содействуя распространению просвещения. Самым деятельным и самым образованным из них и был Симеон Полоцкий.

Как любознателен был Алексей Михайлович и как он умел понимать других любознательных людей, видно из следующего случая. Сын одного знатного боярина Ордына-Нащокина, склонного к европейскому просвещению, наслушавшийся от своих учителей — пленных поляков занимательных рассказов о разных европейских странах, самовольно уехал за границу. Утешая огорченного старика-отца, Алексей Михайлович писал в письме к нему: «Сын твой — человек еще молодой, хочет создания Владыки и творения рук Его видеть на этом свете; он — как птица, которая летает туда и сюда и, полетав довольно, опять к своему гнезду возвращается».

В душе Алексея Михайловича сильно было развито чувство красоты, эстетическое чувство. Это чувство заставляло его наслаждаться благолепием церковной службы, стройным церковным пением, торжественными церковными процессиями, крестными ходами. Оно же проявлялось и в выборе местностей для летнего отдыха, которые всегда отличались большой красотой, как, например, село Коломенское. Проявилось это чувство и в его любви к сельскому хозяйству. Но особенно оно сказалось в его страсти к соколиной охоте. В книге, которую он составил для руководства этой забавой, он с большой любовью говорит о красоте полета ловчих птиц.

Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий.

Развлечения, которым на досуге отдавался добрый, живой и умный царь, нисколько не вредили его государственной деятельности, так как главным правилом всей его жизни было: «делу — время, потехе — час». Мешая дело с потехой и развлечения с делами набожности и благочестия, царь не забывал главной цели в жизни человека, которую он видел в спасении души.

Подданные любили Алексея Михайловича за его царственное величие, за гордый и в то же время мягкий и справедливый характер. Прекрасное впечатление производил он и на всех иноземцев, которым приходилось его видеть. «Царь, — говорит один из них, — одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями». А другой иноземец отзывается о нем так: «это — такой государь, какого желают иметь все христианские народы, но немногие имеют».

После смерти Алексея Михайловича осталось большое семейство: от первой жены, Марии Ильиничны Милославской, у него было шесть дочерей, из которых старшей была Софья, воспитывавшаяся вместе с царевичем Федором под руководством Симеона Полоцкого и два сына — Федор и Иван; а от Натальи Кирилловны в 1672 году родился царевич Петр. После смерти Алексея Михайловича на престол вступил старший его сын Федор Алексеевич.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
error: Content is protected !!